Емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах и определяется как произведение величины разрядного тока (в амперах) на время разряда (в часах). Поскольку емкость батареи зависит от разрядного тока, в условном обозначении аккумуляторных батарей указывается емкость, соответствующая определенному разрядному режиму.
Для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей за номинальную емкость принимается емкость при 10-часовом режиме разряда. Для танковых батарей (кроме батареи 12-СТ-70) за номинальную емкость принимается емкость при 20-часовом режиме разряда. В эксплуатации емкость аккумуляторных батарей зависит от величины разрядного тока, от температуры и плотности электролита, а также от срока службы батарей.
С увеличением разрядного тока емкость свинцово-кислотных аккумуляторов уменьшается. Это объясняется тем, что при большем разрядном токе увеличивается расход находящейся в порах пластин серной кислоты, а скорость проникновения (диффузия) ее недостаточна, чтобы покрыть этот расход. Кроме того, при разряде большими токами образуется сульфат свинца (в основном в порах у поверхности пластин). Этот сульфат уменьшает сечение пор и ухудшает диффузию серной кислоты. При снижении разрядного тока напряжение аккумулятора восстанавливается и аккумулятор может отдать еще дополнительную емкость. Так, например, аккумуляторная батарея 6-СТЭН-140М, разряженная до допустимого предела током 420 а, при дополнительном разряде током 12,6 а может отдать еще 60—70 а/ ч.
Зависимость емкости аккумуляторной батареи 6-СТЭН-140М от величины разрядного тока показана на рис. 4.
|